В свое время мне очень повезло, что я стал очевидцем съемочного процесса нескольких эпизодов фильма «Поднятая целина»
Расскажу об одном из них
В этом рассказе речь пойдет о той сцене, где сбежавший из ссылки Тимофей Рваный встречается в дубовой роще с Островновым (это во второй серии).
Местом проведения съемок режиссер выбрал приморский парк «ДУБКИ» в пригороде Ленинграда Сестрорецке. Эпизод длится на экране минуты 3-4 не более. Съемки занимают полный съемочный день, а вместе с подготовкой все два-три. Группа выехала на место загодя. Подготовила съемочную площадку, установила свет и с помощью милиции освободила место от любопытных отдыхающих.
В назначенное время пришел автобус с уже загримированными и одетыми по сценарию актерами. Площадка оживилась. Зажужжали и вспыхнули огромные дуговые прожекторы. Забегали люди с дымовыми шашками. Съемочный процесс начался или как говорят теперь (со слов Горбачева) «пошел».
Звучит команда « МОТОР!!» Громко щелкает хлопушка помощника режиссера.
Ассистент произносит рабочее заклинание «Кадр номер …. Дубль один!»
Камера с оператором на тележке плавно едет по проложенным накануне рельсам.
Параллельно ей идет, погруженный в свои кулацкие думы, Лука Лукич Островнов. Кадр перемещается в сторону и видно, как из-за деревьев появляется Тимофей Рваный. Он выглядит похудевшим, осунувшимся (грим очень качественный) и натурально оборванным. Видно, что путь его домой был не легким. Испуганный Островнов не сразу узнает его и отшатывается в испуге.
Тимофей – «Лукич! Не бойся! Это я – Тимофей».
Лука Лукич подходит ближе – «Тимошка, ты!? Откуда взялся?»
Тимофей – «Сбежал я, Лукич. Домой пробираюсь. Нет ли у тебя чего-нибудь поесть? Который день одними кислицами питаюсь».
Островнов достает из-за пазухи завернутую в тряпицу половинку каравая черного хлеба.
Голодный Тимофей буквально выхватывает у него из рук еду и впивается в кусок жадным ртом. Давясь подсохшим хлебом, он буквально за минуту уминает половинку круглого каравая. При этом сбивчиво с полным ртом (крупный план) молодой кулак отвечает на вопросы Островнова…..
«СТОП!!» Дубль закончен. Мотор камеры выключен.
Далее следует режиссерский комментарий и разбор мизансцен. Даются рекомендации и категорические указания по проведению съемок следующего дубля.
Все участники действия возвращаются на исходные позиции.
Команда «МОТОР!!»…….
……………«Кадр номер … Дубль два!»
Все повторяется в известной последовательности….
Смуглое осунувшееся лицо Тимофея (крупно).
Его энергично движущиеся челюсти и большие куски черного хлеба, исчезающие в ходе сцены…
Какой то тонкий нюанс, не замеченный многочисленными членами съемочной группы и зеваками, но зафиксированный внимательным взглядом режиссера, заставляет всех снова вернуться в исходное состояние.
И снова….
Команда «МОТОР!!»……..
……………«Кадр номер…. Дубль три!»
Все повторяется….
…Лицо Тимофея (крупно)….
Его челюсти двигаются не так энергично (хлеб жестковат). Второй каравай исчезает не так эффектно, но актер профессиональный и все мы ему верим.
Все… кроме режиссера..!
«СТОП!!»
Следует детальный разбор сцены. Особо подчеркивается выражение лица персонажа и движение челюстей.
«…помните, Вы несколько дней питаетесь травой! Вы молодой и страшно голодны, а тут НАСТОЯЩИЙ ДЕРЕВЕНСКИЙ (какой он деревенский – из ближайшей булочной) ХЛЕБ!
Это почти СЧАСТЬЕ!
Изобразите на лице СЧАСТЬЕ!
Ну вот! Верю!
И как должен есть голодный молодой человек? Дайте мне кусок.
ВОТ КАК!… ВОТ КАК!… ВОТ КАК!…
Теперь понятно?
(Актер обреченно кивает. На лице тоскливый вопрос).
«Есть вопросы? СЛУШАЮ!»
Актер – «Дайте попить! Хлеб сухой горло дерет».
«Ни в коем случае!!! Вы тогда вообще не сможете играть… тьфу!... Есть!»
Команда «МОТОР!!»……..
……………«Кадр номер…. Дубль ЧЕТЫРЕ!»
Лука Лукич…..
Тимофей…..
ЧЕЛЮСТИ (КРУПНО)….
«СТОП!!»
Разбор…
комментарий…
Атмосфера накаляется !!!!!
В кадре оказалась собака КОЛЛИ.
В тех краях и в то время (по сценарию) собаки, где попало, не бегали. Тем более КОЛЛИ!
Милиционер пытается поймать незваного персонажа.
Хозяйка потенциальной кинозвезды громко и энергично возражает.
Собаку вместе с хозяйкой уводят из зоны съемок два милиционера.
Команда «МОТОР!!»……..
……………«Кадр номер… Дубль ПЯТЬ!»…
Команда «МОТОР!!»……..
……………«Кадр номер… Дубль ШЕСТЬ!!!!»
Актер – Тимофей Рваный еще долго будет обходить стороной все булочные.
Ой, не сладок порой актерский хлеб!
P.S.
А в фильм вошел дубль за номером 2 !!!
Порой целый съемочный день с многократными дублями, сопровождающимися нелегкими испытаниями для актеров (например, съеданием большого количества черного хлеба), может окончиться, как в данном случае, на втором дубле.
Я уже не говорю о том, что работа актера происходит под ярчайшими (вредными для глаз) дуговыми прожекторами, на открытом воздухе (в легкой дырявой по сценарию одежде), в сильном дыму (изображающем утренний туман), порой под дождем и в нервозной обстановке творческого процесса.
Позднее, при монтажном просмотре на киноэкране отснятого материала, режиссер переосмысливает свое отношение к сюжету и в спокойном режиме выбирает наиболее удачный, по его мнению (в данный момент), дубль и включает его в фильм. Все остальное идет в корзину.
Обо всех волнениях и переживаниях актеров никто, просматривая готовый фильм, не вспоминает. За кадром остаются поврежденные руки и ноги испорченное ярким светом зрение и истрепанные нервы и многое-многое другое.
Такова оборотная сторона кинематографа.
Остаются только фанфары, ковровые дорожки в Каннах и восторженные толпы поклонников. Если фильм по настоящему удался!