Почти всю свою творческую жизнь народный артист РСФСР, лауреат государственной премии Николай Иванович Лебедев посвятил созданию фильмов для юных зрителей. Его картина «Андрейка» получила первую премию на II Всесоюзном кинофестивале, а «Зимнее утро» отмечено золотой медалью VI Московского международного кинофестиваля по разделу детских фильмов, и детское жюри признало её самой доброй картиной этого киносмотра.
Несомненно, новую работу талантливого мастера также можно отнести к числу добрых, ибо она воспитывает у молодых любителей кино честность, твёрдость характера, мужество, верность дружбе, стремление постоять за правое дело.
На этот раз экран переносит нас в предвоенные 1910-1912 годы, в приволжский город Самару, неподалёку от которой поселилась на лето семья Арсеньева, арестованного за революционную деятельность.
У Марины Арсеньевой (Н. Веселовская) – трое детей, три девочки, за которыми, пока мать на работе, присматривает тётя Катя (Е. Ветлова). Семья дружная, интеллигентная, крепкая вниманием, тёплым отношением друг к другу. Только вот с одной из сестёр – восьмилетней Динкой – трудно приходится тёте Кате и матери. Очень уж она самостоятельная, до всего хочет дойти сама, очень уж она активная и впечатлительная. То уйдёт из дома неизвестно куда, то отчаянно подерётся с мальчишками из-за пойманного ими ужа, а потом, удирая от них, заплывёт далеко, не рассчитав своих сил, и чуть не утонет. Тут то и спасёт её 12-летний Лёнька, работающий на барже у злого и жестокого отчима Гордея (В. Чекмарёв) и нещадно эксплуатируемый им.
Дальше на экране развёртывается увлекательная повесть о дружбе девочки из «господской» семьи с забитым оборванцем-рабочим. Дружбе такой, что готова на любые жертвы; чтобы собрать деньги для побега Лёньки от хозяина, Динка выступает вместе с шарманщиком, продаёт на базаре рыбу.
Тепло, с любовью к своим героям повествуют авторы и о жизни семьи Арсеньевых, и о дружбе двух юных. В этом – большое достоинство фильма. Но ещё большую полноту и ценность сообщает ему то обстоятельство, что экран как-то незаметно, исподволь, неназойливо посвящает юных зрителей и в особенности жизни тогдашнего общества, разделённого на классы, и говорит о размахе, формах и методах революционной борьбы, которую вели лучшие представители народа. В эту борьбу втянут и Лёня, продолжавший после ареста знакомого рабочего распространять прокламации, которые он придумал запекать в бублики…




Сайт управляется системой uCoz