Афиши, приглашающие на творческую встречу с заслуженным артистом РСФСР Виктором Чекмарёвым, были расклеены задолго до его приезда. Часто к ним подходили люди и, вглядываясь в лицо актёра, вспоминали фильмы с его участием. Иногда около афиши останавливалось сразу несколько человек, между которыми происходили короткие диалоги-воспоминания:
- Это тот, который Островнова в «Поднятой целине» играл, помнишь?
- Конечно, а ещё Шмыглова в «Деле Румянцева»…
Герои, которых сыграл Виктор Константинович, помнятся долго. В чём же заключается эта сила чекмарёвских образов, почему время не затушёвывает их в нашей памяти? На этот вопрос, пожалуй, трудно ответить без помощи самого Виктора Константиновича.
Мы беседовали с Чекмарёвым в фойе Всеволжского дома культуры: у него было несколько свободных минут перед встречей со зрителями, и Виктор Константинович рассматривал работы членов клуба «Юпитер». Актёр по нескольку раз подходил к одной фотографии и, вглядываясь в неё, говорил: «Интересно, очень интересно».
Оказалось, что сам Чекмарёв любит рисовать. Это увлечение захватило его десять лет назад, когда ко дню шестидесятилетия друзья подарили ему этюдник с масляными красками.
- С тех пор и рисую, – говорит Чекмарёв, – а фотографию считаю своим лучшим помощником в этом занятии.
Если можно было бы определить девиз жизни актёра, то он звучал бы примерно так: «Каждая минута в жизни человека бесценна. Жизнь – это вечный поиск нового – нового впечатления, нового дела».
Как раз о поиске своего пути и шёл разговор на встрече актёра со всеволжцами. Виктор Константинович рассказал о себе: учёбе в землеустроительном институте и репетициях в театральных кружках, работе в молодёжном театре в Махачкале и занятиях в четвёртой студии МХАТа, на что актёру потребовалось всего три года!
Уже в 1934 году он работает над своей первой ролью в фильме «Бежин луг» по одноимённому рассказу И.С. Тургенева. (Эта кинокартина в силу ряда причин не вышла на экраны).
Сейчас Чекмарёва можно назвать ветераном сцены, им создано свыше двухсот образов, в том числе Будённого, Ворошилова, Ленина…
Последние годы его творчества тесно связаны с телеэкраном.
Вспоминая роли Каблукова в фильме «Понедельник – день тяжёлый», Якова Лукича Островнова в «Поднятой целине», Шмыглова в «Деле Румянцева», я говорю Виктору Константиновичу, что его не «баловали» положительными образами…
Актёр улыбается:
- Про меня в шутку говорят, что я артист, который всегда стремится сделать какую-нибудь гадость, и спрашивают – почему я соглашаюсь играть такие роли? Дело всё в том, что каким бы ни был мой герой, к нему я отношусь всегда с одинаковой симпатией. Для меня нет резкой границы между хорошим и плохим. Что же касается мастерства актёра в работе над такими ролями, то оно обязательно проявится независимо от симпатии или антипатии к нему зрителя.
Виктор Константинович внимательно смотрит на собеседника.
- А что же всё-таки главное в работе актёра?
- Правда. Умение донести до зрителя жизненность образа. Вспоминаю работу над ролью вора-рецидивиста в кинокартине «Дело Румянцева». Тогда встал вопрос – с чего начать?! Ведь вором мне ещё быть не приходилось. Звоню в милицию, объясняю, что я актёр, надо мне сыграть роль вора в фильме, прошу помощи. Мне пошли на встречу, привели на очередной допрос. Смотрю, сидит передо мной человек с удивительно честным лицом, а следователь ему какие-то вопросы задаёт насчёт кражи со взломом и прочее. После допроса подхожу я к следователю, объясняю, что ошибка, наверное, вышла, человек-то, сразу видно, честный. Но когда мне показали дело этого «честного», то я понял, что скрывается за этим его внешним спокойствием. Аналогичное бывает и в нашей работе: не стремясь разобраться в психологии своего героя, актёр наделяет его несвойственными ему чертами, которые подменяют образ, делают игру актёра недолговечной.
По напряжённому взгляду и посерьёзневшему лицу сразу можно было определить, что Чекмарёв заговорил на одну из
самых важных для него тем: о значении актёрской работы в жизни общества, о необходимости всегда быть верным основному принципу работы – правдивости, заботе о передаче правды жизни в любом образе.
Слушать человека, который выражает свои глубоко прочувствованные взгляды, всегда интересно… Хотелось бы поговорить об этом ещё, но…
Виктор Константинович торопится, ему предстоит ещё одна встреча – с жителями Романовки. Он просит передать всем всеволжцам огромный привет от своих друзей-актёров «Ленфильма» – Людмилы Чурсиной, Павла Кадочникова, Алексея Смирнова, Сергея Филиппова и шлёт самые тёплые свои пожелания…