Полвека большой интересной творческой и яркой жизни в советском киноискусстве и на сцене театра – таков послужной список заслуженного артиста РСФСР, нашего земляка Виктора Константиновича Чекмарёва, которому в этом году исполнилось семьдесят лет.
Артист живёт и работает в Ленинграде. Он создал в искусстве целую галерею незабываемых и самобытных образов. Почти две сотни ролей в театре и семь десятков в кино. В театре – Егор Булычёв, Вершинин из «Бронепоезда 14-69», Константин Заслонов, Иван Грозный, Валерий Чкалов, а также образы Ворошилова, Будённого. В «Кремлёвских курантах» В. Чекмарёв играл роль Ленина.
А вот кинематографическая судьба сложилась по-иному. Наблюдая яркую сценическую характерность артиста, режиссёры, как правило, поручали ему роли отрицательных персонажей. Эти образы, созданные нашим земляком, помогали языком киноискусства разоблачать тунеядство, стяжательство, подхалимство – всё то злое, с чем непримиримо борется наше общество.
Путь актёра в искусстве начинался в нашем городе в конце двадцатых годов. Сначала в школьных спектаклях, затем в Доме инженерно-технических работников.
Участие в живой газете в спектаклях под руководством режиссёра Алексея Фёдоровича Белоярцева развивало талант Чекмарёва, росла и его любовь к сцене. В 1931-32 годах, учась в землеустроительном техникуме в Махачкале, он одновременно работал в театре рабочей молодёжи, где художественным руководителем был в то время будущий известный писатель Николай Вирта.
Вернувшись в родной город, Чекмарёв стал одним из победителей смотра молодых дарований на сцене драматического театра. Затем он переезжает в Москву. По конкурсу попадает в Реалистический театр, которым руководил Николай Павлович Охлопков. В труппе этого театра Виктор Чекмарёв ещё больше утвердился как драматический актёр. Его дарование росло и в годы, когда Реалистический театр слился с труппой камерного театра (теперь это театр имени Маяковского), где в числе ведущих актёров был корифей сцены, наш земляк Лев Свердлин. Затем, по приглашению замечательного режиссёра и актёра Николая Уралова Чекмарёв переезжает на Дальний Восток, а потом в Свердловск и Пермь.
Среди других многих ролей в то время ему была поручена ответственная работа – создать образ Владимира Ильича Ленина в пьесе Н. Погодина «Кремлёвские куранты». В пермской газете «Звезда» 13 января 1957 года писатель Л. Правдин в рецензии на спектакль писал: «Чекмарёв не считает нужным рассказывать о своих сомнениях, о тяжёлом труде, разочарованиях и победах. Но все увидели, что вот он вышел на сцену, изображающую деревенскую избу, как мог бы войти настоящий Ленин, и зритель поверил в него… Трудно сказать, какая из сцен лучше…»
Чекмарёв пришёл в кино уже признанным театральным актёром и его первая роль – Шмыгло в фильме «Дело Румянцева» – запомнилась зрителям глубиной раскрытия характера, индивидуальностью. Венгерский критик Ласло Раноди в газете «Новая Венгрия», обращаясь к режиссёру Хейфицу – постановщику фильма, писал: «Больше всего я люблю сцену, в которой встречаются двое «старых знакомых»: следователь и авантюрист. Эта сцена захватывает дыхание, её поистине виртуозно играют два больших артиста – Лукьянов и Чекмарёв».
Каких только отрицательных персонажей не переиграл в кинематографе Виктор Константинович – разных и не похожих, и в каждую свою роль, большую или маленькую, он вкладывал высокое мастерство, талант.
В. Чекмарёв снимался и у нас в Астрахани в фильме «Понедельник – день тяжёлый». По сценарию А. Васильева картину поставил режиссёр И. Лукинский. Газета «Правда» 21 июля 1964 года отмечала: «Одна из актёрских удач фильма – образ Каблукова, созданный артистом Чекмарёвым. На наших глазах происходит удивительнее превращение: меняется голос, походка, лицо обретает «руководящее выражение». Фельетонную заострённость артист зажигает психологической убедительностью».
…Актёр проводит много встреч со зрителями, часть приезжает на свою родину и всегда, не считаясь со временем, отдаёт частицу своей души землякам. Любимое его увлечение – живопись. На студии «Ленфильм» экспонировалась выставка его работ, на которой были представлены 43 картины, многие из которых отображают Волку, рыбацкий край и нашу природу.
Совсем недавно артист снялся в роли колхозника Назарова в фильме «Тайное голосование», поставленном по сценарию А. Стрелина режиссёром В. Гурьяновым. Эта кинолента участвовала на Всесоюзном кинофестивале 1981 года. Сейчас фильм демонстрируется на экранах нашей области, и астраханцы могут увидеть снова своего земляка в новой интересной работе.
Полвека – целая жизнь, пройденная трудным путём по дороге искусства, жизнь интересная и оставившая след, наполненный живыми разнообразными образами. Спасибо актёру за его неустанный труд и доброе общение с людьми…




Сайт управляется системой uCoz