Дело Саши Румянцева закончено следствием. Всё в нём ясно, и полковник милиции Афанасьев может смело сдать его в архив. Совесть его будет чиста, так как снято пятно подозрения с честного человека. И это для Афанасьева самое отрадное во всём, что произошло с шофёром Румянцевым.
Мы выходим из кинотеатра и продолжаем внутренний разговор с героями фильма, вспоминаем их слова, поступки и ловим себя на мысли, что хотелось бы не просто на них смотреть, а в чём-то помочь им советом или делом, поделиться с ними своими радостями и горестями, как с новыми друзьями. Но это неосуществимо. И придётся довольствоваться только тем, что ещё раз посмотришь картину. Однако свои добрые намерения отбрасывать не нужно: их можно реализовать в жизни, в которой есть много таких, как Саша Румянцев, Клава, полковник Афанасьев, Паша Евдокимов, да и немало других хороших людей, нуждающихся порой в совете и помощи.
«Дело Румянцева» – фильм, о котором не скажешь: «Это в кино, а не в жизни». Понятия эти слиты воедино, ибо жизнь героев кинокартины не родилась под пером сценаристов Юрия Германа и Иосифа Хейфица, а пришла к ним из мира нашей действительности и потребовала своего художественного отображения.
…Осень. Время жёлтых листьев и раздумий, в особенности, если ты один в дальней дороге, за рулёт тяжёлой машины, а серая лента шоссе видна сквозь сетку дождя. Поневоле начинаешь думать о чёт-то главном в своей жизни и нередко говорить вслух. О чём же говорит нам Саша Румянцев?
- Сейчас будет поворот, и всё случится…
И вот дорожный знак: «Поворот». И уже не осень, а весна, не серая унылая дорога, а яркие весенние краски пробуждающейся природы.
На повороте у мостика стоит с велосипедом девушка и «голосует»: это Клава – в будущем любимая Румянцева.
Но знакомство с нею на первых порах не приносит счастья нашему герою. Спасая жизнь ребёнку, выбежавшему с мячом на шоссе, Саша врезается в стену. Сидевшую в кабине Клаву отправляют в больницу. И пошла беда за бедой.
Румянцев становится жертвой шайки воров, и его должны судить – таково стечение обстоятельств. Но друзья Саши доказывают его невиновность. Борется за него и старый милицейский работник полковник Афанасьев (артист Лукьянов).
Совсем недавно мы смотрели одну из последних работ режиссёра И. Хейфица «Большая семья» – экранизацию романа В. Кочетова «Журбины». В фильме «Дело Румянцева» мы узнаём тот же авторский почерк: стремление проникнуть во внутренний смысл происходящего, поставить зрителя на точку зрения героев фильма. Этот приём почти не допускает ненужной назидательности и риторики. Постановщик доверяет вкусу и уму зрителя, который сумеет разобраться, что хорошо, а что плохо в жизни Румянцева и окружающих его людей.
Лишь в одном месте И. Хейфиц несколько изменил себе – речь идёт о создании образа капитана милиции Самохина (артист П. Лобанов). Едва ли была необходимость рисовать его одной чёрной краской, явно злоупотребляя приёмом гротеска.
С Алексеем Баталовым мы познакомились по фильмам «Большая семья» и «Мать». Его работа над образом Александра Румянцева ещё больше убедила зрителя в том, что это ищущий и глубокий художник. Молодой артист умеет «обыграть» и богатый текст, и паузу между эпизодами. Он хорошо понимает настроение своего героя и передает нам его со всеми оттенками. Очень выразительна в этом отношении сцена в больнице. Румянцев, только что переживший автомобильную катастрофу, приходит в приёмный покой, чтобы справиться о самочувствии почти незнакомой ему девушки, пострадавшей при этой катастрофе. Он даже не думает о том, что его ждёт разбирательство дела в милиции. В каждом движении глаз, мускулов лица, рук другая тревога: жива ли девушка, что с ней? А ведь он даже не знает её имени.
«Дело Румянцева» смотрится с большим интересом не только благодаря большому техническому мастерству режиссёра и операторов. Фильм полон жизни, с которой мы ежедневно соприкасаемся. И только равнодушие к ней может оставить безучастными к фильму.
Несомненным достоинством картины является её полнокровность. Жизнь Саши Румянцева проходит перед нами не изолированной от всего коллектива и его интересов. Захватывающий сюжет, в основе которого лежат события жизни одного человека, не явился для авторов фильма самоцелью. Он стал средством для углублённого показа всей сложности и многообразия взаимоотношений между людьми, для раскрытия душевной чистоты советского человека. Достаточно вспомнить, как колоритно и живо показаны люди, с которыми так или иначе соприкасается Румянцев. Здесь и грубоватый в своей прямоте, но честнейший человек шофёр Лемехов, роль которого темпераментно сыграл В. Лепко; и Паша Евдокимов (Г. Юхтин), усыновивший детдомовского Сашку (Виля Коваль); и трусоватый, подленький Снегирёв, чей образ сочно выписан Е. Леоновым и многие другие.
Нельзя умолчать об образе Шмыгло. Старый аферист, вор и спекулянт, бурная «деятельность» которого начинается в период нэпа, он символизирует умирающую разновидность паразитов, живущих за счёт чужого труда. Нет под ногами Шмыгло твёрдой почвы. Постаревший, с больным сердцем, он всем своим видом свидетельствует, что время его ушло. Это ярко и убедительно раскрыто отличной игрой артиста В. Чекмарёва. Вот, например, «лирическая» сцена его разговора со старым знакомым – полковником Афанасьевым. Шмыгло вспоминает о своих лучших днях. И эти воспоминания чередуются с лихорадочными поисками лазейки, в которую он мог бы ускользнуть от тонкого ума и крепкой руки Афанасьева. Но такой лазейки нет.
Несколько статичен внешне образ Клавы – любимой Саши Румянцева. Но артистка Н. Подгорная придала своей героине много обаяния, внутренней чистоты и цельности. Так они рядом хороши – Саша и Клава, что уже трудно представить их себе порознь.
Правда жизнь, выраженная с большой художественной и эмоциональной силой – такова отличительная черта настоящего произведения искусства, каким является кинофильм «Дело Румянцев», выпущенный студией «Ленфильм».